Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Роль Бунина в отечественной литературе XIXXX вв

Купить за 600 руб.
Страниц
95
Размер файла
129.32 КБ
Просмотров
44
Покупок
0
Актуальность темы дипломной работы определяется учной и общественно-политической значимостью того круга проблем, которые в ней рассмотрены. Системный подход к изучению отечественного литературного

Введение

Актуальность темы дипломной работы определяется научной и общественно-политической значимостью того круга проблем, которые в ней рассмотрены. Системный подход к изучению отечественного литературного наследия требует полноты и объективности. В то же время по причинам методологических, политических и нравственных расхождений с идеями социализма Иван Алексеевич Бунин был в значительной мере "забыт" отечественным литературоведением или его творчество интерпретировалось с позиций чуждой ему идеологии. Объективная оценка личности и творчества выдающегося русского писателя расширяет и углубляет наши представления о путях и проблемах развития российской литературы на рубежном для нее отрезке времени. Обращение к эмигрантскому периоду жизни и деятельности И.А. Бунина важно еще и по причинам, связанным с изучением такого уникального культурного явления, как культура русского зарубежья.

Вне сомнения, И.А. Бунин является одним из самых "русских" русских писателей, однако его идеи и произведения принадлежат к сокровищам мировой культуры. Тема Родины, неизменно важная для писателя, размышления о будущем Отечества не утратили своей актуальности. Известный парадокс личности и творчества И.А. Бунина состоит в том, что склонный скорее к славянофильству, трепетно воспринимавший русскую патриархальность писатель был обречен жить и творить на Западе, нормы и принципы развития которого были ему во многом чужды.

Нравственный поиск писателя, прямо или косвенно обращавшегося к проблемам российского будущего, актуален для нас, живущих в начале III тысячелетия и столь же трудно и напряженно размышляющих о судьбах России.

Объектом исследования является творчество великого русского писателя И.А. Бунина, его литературные и публицистические произведения, в которых нашло отражение мировоззрение писателя, его идейный и нравственный поиск, а также направленность эволюции его взглядов под воздействием Октябрьской революции 1917 г.

Источниками, использованными в дипломной работе, являются литературные и публицистические произведения, дневники и письма И.А. Бунина, написанные в период революции и эмиграции, а также те, которые имеют отношение к проблемам, избранным для изучения. Большое значение имели также мемуары современников писателя: жены В.Н. Муромцевой-Буниной, писателей А.И. Куприна, М. Горького, А. Толстого, Д. Мережковского, З. Гиппиус, А. Блока. Особое значение, в контексте темы диплома, приобретают воспоминания об И.А. Бунине его соратников по эмиграции. Статьи российских критиков конца XIX - начала ХХ вв., посвященные творчеству И.А. Бунина, помогают воссоздать картины литературной жизни России, мировоззренческую эволюцию писательского бомонда, ломку привычных стереотипов мышления и связанную с этим полемику.

Цель работы состоит в системной реконструкции эмигрантского периода жизни и деятельности И.А. Бунина, продолжившего и по-новому осмыслившего тему России и личности россиянина, русского феномена в мировой культуре. Для достижения цели предполагается решение следующих задач:

1. Установить основные события и периоды литературной деятельности И.А. Бунина в эмиграции;

2. Определить направленность и характерные черты эволюции мировоззрения писателя, а также ее воздействие на творчество в эмигрантский период;

3. Провести сравнительный литературоведческий анализ российской темы в творчестве писателя в доэмигрантский период и в период эмиграции;

Практическая значимость работы связана с возможностями использования ее материалов и выводов на уроках литературы в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях. Информация, содержащаяся в дипломной работе может быть также использована учителем, работающим в классах гуманитарной ориентации в гимназиях и лицеях.

Проблема России - это одна из главнейших проблем русского общественного сознания. Иначе и быть не могло. "Спор о России" - это спор о судьбах народов. Он ведется на разных уровнях, вовлекает представителей самых разных общественных наук. Не последнее место в нем принадлежит аргументам, взятым из мировой литературы. Это и неудивительно, потому что литература во все времена играла совершенно особую роль в жизни русского общества. Она "возникает, формируется и развивается как неотъемлемая часть государственного дела и строительства"1. На протяжении веков она была чувствительнейшим индикатором народных нужд и национальных потребностей, служила средоточием "проклятых вопросов". "Нигде не жизненна литература так, как в России, и нигде слово не претворяется в жизнь, не становится хлебом или камнем так, как у нас"2.

Конец XIX - начало ХХ вв. стали временем подготовки того глобального перелома в истории России, содержанием которого события трех русских революций и первая мировая война. Вне сомнения, каждое из этих событий оказало огромное влияние на творческую интеллигенцию, но только Октябрьская революция в духовном смысле переломила судьбы многих российских писателей. Одним из них был И. А. Бунин. С особой остротой и противоречивостью проблема России и революции была поставлена в отечественной литературе в начале ХХ века. Собственно, первая русская революция побудила российских писателей заново поставить и передумать обширный круг вопросов о том, "что такое Русь? На чьих костях храмы стоят? Чем душа народа жила и как он бога искал? Каковы "князья" и каковы "мужики" в русской истории?"3

В конце XIX - начале ХХ вв. Россия вступила в новый период истории. Это время трех революций, первой мировой войны, эпоха возникновения основных литературных течений начала 20 века. Частыми спутниками таких эпох оказывается душевное безразличие, ощущение безнадежности, неприятие жизни, скептическое безверие - все, что получает обобщающее название "декадентства". Ожидание нового, состояние неуверенности в будущем, психологической неуспокоенности явилось одной из причин бурного обновления во всех сферах жизни.

Бурный рост и развитие капитализма происходили в России на фоне общей неразвитости, отсталости, невежества крестьянской массы, составлявшей подавляющую часть населения страны. Это было главным противоречием общественного развития России на рубеже веков. Другое противоречие состояло в несоответствии потребностей капиталистического развития самодержавной форме правления. Оба названных противоречия к началу 1890-х годов обострились настолько, что Россия объективно оказалась на грани социальных потрясений. В условиях обострения противоречий, в условиях кризиса, охватившего самые разные социальные слои населения, и происходит оформление и развитие того феноменального явления, которое мы сейчас называем русским искусством конца XIX - начала XX века. Это была литература рубежа - и веков, и исторических эпох.

Конец XIX - начало ХХ веков знаменуют один из самых серьезных кризисов художественного сознания, известных истории русской и мировой литературы. Октябрьская революция привела к расколу мира на две системы, создав идеологическое, политическое и военное противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом изменил судьбу народов бывшей Российской империи. Для этого периода была характерна острота идейной и эстетической борьбы, резкое углубление противоречий во взглядах на искусство и его назначение. Не менее отчетливо вырисовывается и другая особенность литературы рубежа веков - ее переходный, пограничный характер. Ощущая свою прочную связь с искусством предыдущего столетия, широко используя мотивы, темы, образы прошлого, либо, напротив, вступая в полемику с ним и отталкиваясь от предлагаемых им решений, литература рубежа веков в каких-то важных своих тенденциях продолжала жить и в послереволюционном творчестве художников, перешедших рубеж 1917 года. Особенно наглядно эта черта проявила себя в творчестве писателей-эмигрантов (например, Бунина, Куприна), где темы, проблемы, образы русской предреволюционной жизни продолжали составлять главное в самом содержании творчества.

Бесспорно, что отечественная классика, всегда предельно внимательная и чувствительная к жизни народа, не могла не отразить в своих наиболее высоких образцах "некоторые хотя бы из существенных сторон революции" (В.И. Ленин)4. Нет ни одного действительно крупного художника той поры, который бы прошел мимо вопроса о месте России и революции в национальной жизни, не осмыслил революцию как "песню судьбы" России, даже если страшился перемен и не принимал насилие. Высшая мера нравственной требовательности, моральная бескомпромиссность, вообще отличающие русскую литературу, приходят в катастрофическое противоречие с окружающей действительностью, полностью отрицая ее, чуть ли не у всех крупнейших писателей, будь то поздний Толстой или Горький, Блок или Куприн, Андреев или Ремизов, Бунин или Мережковский.

Отсюда необыкновенная чуткость русской классики к жизни, правдоискательство, восприятие красоты как беззакония, если она не оправдана этикой и моралью, исповедальность и проповедничество до белого каления, что было замечено многими иностранцами, которые сравнивали русскую литературу с западной. Ж. Леметр подчеркивал в статье "Литературы севера", что русская литература поразила его "одной особенностью: рядом с голосом художника в ней всегда слышен голос проповедника"5.

В грозные предреволюционные и революционные годы "тема о России" вставала как тема национальной судьбы перед творческим воображением Блока и Белого, Горького и А. Толстого, Бунина и Рериха, Малявина и Петрова-Водкина, Врубеля и Стравинского, Рахманинова и Прокофьева, Ремизова и Пришвина, которые сообща брали курс на "родную почву и жизнь"6. С новым для русской литературы героем выступает в это первое десятилетие М. Горький, вслед за которым идет А. Куприн. В повести "Молох" он первым среди молодых писателей-прозаиков ставит рабочую тему, намечая и новую для всей литературы проблему народа и интеллигенции. Бунин в "Антоновских яблоках" уже пишет о наступлении исторического перелома в жизни страны. Огромная популярность выпадает на долю "Записок врача" Вересаева, произведения и документального, и художественного, в котором автор резко протестует против устаревших форм человеческого существования. "Жизнь Клима Самгина" Горького, "Хождение по мукам", "Петр Первый" А. Толстого, поэмы А. Белого, его трилогия "На рубеже веков", "Молох" Куприна, "Записки врача" Вересаева, "Жизнь Арсеньева", "Окаянные дни" Бунина - все эти очень разные, а порою и прямо противостоящие друг другу произведения подводят итоги русской жизни, служат свидетельством преемственности решения национальной темы в отечественной художественной литературе. В них заново и по-новому поставлены "вечные русские вопросы" о государстве и революции, сущности власти и цене преобразований, о личности и коллективе, об ответственности интеллигенции перед народом. Революция дала ответы на многие из этих вопросов, но, в свою очередь, поставила много новых.

Отстаивать "русскую духовную культуру, русское искусство после того, как посрамлена и затоптана в грязь вся русская действительность" (А. Бенуа)7 - под этим призывом А. Бенуа, сформулированным в присущей ему энергической манере, многие художники готовы были поставить подпись - и ставили своими произведениями.

Таким образом, мы видим, что наступление века ассоциировалось с перевалом времен и судеб, завершением целой полосы истории, началом принципиально нового периода отечественного и мирового развития.

Что несет с собой ХХ век народу, стране? Будет ли он опровержением или продолжением прошлого? Что есть Россия для русского? Над решением этих и других вопросов бились самые светлые умы России, одним из которых, безусловно, является Иван Алексеевич Бунин.

Оглавление

- Введение 3

- Роль Бунина в отечественной литературе XIX-XX вв

- Мотив родины в творчестве И.А. Бунина в дореволюционный период

- Россия в Окаянные дни

- Мотив потерянной родины в творчестве И.А. Бунина

- Первая волна русской эмиграции

- Творчество Бунина в период эмиграции

- Книга ни о чем - книга об очень многом

- Нет будущего без прошлого. Сравнение Жизни Арсеньева и Окаянных дней

- Заключение 90

- Список использованной литературы 95

Заключение

Оказавшись в зрелые годы на чужбине, Бунин стал в глазах первого поколения русской эмиграции олицетворением верности лучшим традициям отечественной литературы. Вместе с тем еще при жизни Бунина заговорили о нем, как о блестящем мастере не только российского, но и мирового уровня. Многие известные писатели - Томас Манн, Р.-М. Рильке, Ромен Роллан, Андре Жид дали его творчеству высокую оценку. Именно Бунину в 1933 году первому из наших соотечественников была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Вручение премии происходило 10 декабря 1933 года в Стокгольме. Бунин сказал в интервью, что получил эту премию возможно, за совокупность произведений: "Я думаю, однако, что Шведская академия хотела увенчать мой последний роман "Жизнь Арсеньева"". В Нобелевском дипломе, выполненным специально для Бунина в русском стиле, было записано, что премия присуждена "за художественное мастерство, благодаря которому он продолжил традиции русской классики в лирической прозе"166.

На вручении премии И.С. Шмелев, отмечая это событие, произнес: "Комитетом при Шведской Академии Наук, впервые за 33 года, отмечен признанием - русский писатель И.А. Бунин. То творческая его победа, во славу родной литературы, во имя русское. Это признание утверждается определенным актом, и об этом оповещается мир. Событие знаменательное. Признан миром русский писатель и этим признана и русская литература, ибо Бунин - от ее духа-плоти; и этим духовно признана и Россия, подлинная Россия... Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, - И.А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно-духовно связан с родимой землей и родимым небом, с природой русской, - с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, с снегами и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… - со всей красотой и богатством родной земли… Через нашу литературу, рожденную Россией, через Россией рожденного Бунина признается миром сама Россия, запечатленная в "письменах…"167

Нужно отметить, с каким вниманием отнеслись организаторы вручения премии к писателю-эмигранту. Лучше всего можно сказать об этом словами самого И. Бунина: "…Обычно украшают эстраду флаги всех тех стран, к которым принадлежат лауреаты; но какой флаг имею лично я, эмигрант? Невозможность вывесить для меня флаг советский заставила устроителей торжества ограничиться ради меня одним - шведским. Благородная мысль!"168

Но не все однозначно отнеслись к присуждению Бунину Нобелевской премии. Например, узнав о присуждении Бунину Нобелевской премии и негодуя по поводу того, что премия присуждена Бунину, а не Горькому, Марина Цветаева писала в ноябре 1933 года: "Горький - это эпоха, а Бунин - конец эпохи". Она склонна была думать, что более, чем Бунин, Нобелевской премии заслужил Мережковский: "… если Горький - эпоха, а Бунин - конец эпохи, то Мережковский эпоха конца эпохи, и влияние его в России и за границей несоизмеримо с Буниным, у которого никакого, вчистую, влияния ни там, ни здесь не было"169. А. Толстой подчеркивал: "Я прочел три последних книги Бунина - два сборника мелких рассказов и роман "Жизнь Арсеньева". Я был удручен глубоким и безнадежным падением этого мастера. …его творчество становится пустой оболочкой, где ничего нет, короме сожалений о прошлом и мизантропии"170.

И несмотря на это, присуждение в 1933 году литературной премии Нобеля - крупное событие в творческой жизни Бунина, свидетельствовавшее о признании его таланта западным обществом. Знаменательно это вручение для России. Именно И.А. Бунин стал первым русским, удостоившимся этой чести. Это было мировое признание таланта Ивана Бунина и русской литературы в целом. Он сам это прекрасно понимал: "… Со мной, в силу необычности моего положения, то есть моей принадлежности к той странной России, которая сейчас рассеяна по всему свету, происходило нечто такое, чего никогда не испытывал ни один лауреат в мире: решение Стокгольма стало для всей этой России, столь униженной и оскорбленной во всех своих чувствах, событием истинно национальным"171.

"Нельзя жить без надежды"172, - писал Бунин, будучи в эмиграции, вдали от Родины. Да, писатель прав, тысячу раз прав. И нам, я думаю, трудно с этим не согласиться. "Вечные темы", так прекрасно "опоэтизированные" в произведениях "патриарха русской литературы начала ХХ века", всегда будут привлекать внимание читателей всех поколений и возрастов, проникая в их души и сердца, призывая "сеять разумное, доброе, вечное".

Разрыв И.А. Бунина с Россией был воспринял им вполне конкретно - как разрыв с советской Россией. Идеи социализма, оставшиеся абсолютно чуждыми И.А. Бунину теоретически, оказались еще более чуждыми в их практическом - советско-российском - воплощении. Новая государственность претендовала на руководство культурой, на создание культуры нового типа. Однако каноны пролетарской культуры были абсолютно далеки для И.А. Бунина. Не менее чужим был для него сам принцип государственного руководства литературным творчеством.

Чуждость идей и морали И.А. Бунина идеям пролетарской культуры превратила его в изгоя, в человека, потерявшего Родину. Отечественное и зарубежное литературоведение всегда оценивали И.А. Бунина как русского писателя. Но именно приверженность писателя идеалам России оказалась невостребованной в советской России, идеология которой была обращена к принципам пролетарского интернационализма. Даже вручение Нобелевской премии было ударом для советского руководства. Официальная пресса, комментируя это событие, объясняла решение Нобелевского комитета происками империализма.

Поэтому, как это ни парадоксально, но русскость И.А. Бунина оказалась востребованной вне России, на западе. И хотя можно говорить о том, что Нобелевская премия, которую в 1933 г., получил писатель, была своего рода политическим протестом культурной общественности в Европе против большевизма и советизма (нечто аналогичное можно было наблюдать с "Доктором Живаго" Б. Пастернака), но одновременно премия была дана, действительно, гениальному литератору. Время подтвердило правильность выбора.

Родовой девиз из "Жизни Арсеньева" таков: "Из поколения в поколение наказывали мои предки друг другу помнить и блюсти свою кровь: будь достоин во всем своего благородства"173. Этого девиза всю жизнь придерживался Иван Бунин - страдалец и мученик, оторванный от родной земли и родного народа, но не дрогнувший произнести высокую правду об Октябрьской революции и ее вождях.

Развитие России на рубеже веков, решающим этапом которого и стал 1917 год, для Бунина представлялось катастрофическим срывом в бездну. И хотя западная литература "разочарований" возникла несколько позже и в иной исторической ситуации, бунинское ощущение мира своим эмоциональным строем начало в какой-то мере перекликаться с драматическими коллизиями, возникшими в западном искусстве.

Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойденных высот в своем искусстве, первым среди русских писателей получил (1933) Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет прожил на чужбине, в неутоленной тоске по отчей земле и постоянной душевной близости с ней.

Мы должны преклонить голову пред Буниным за то, что он перемучился всеми муками и болями Великого Октября и честно рассказал обо всём в своих "Окаянных днях", что не поддался "отравной силе великого дурмана" и пошёл против течения, тянувшего всех в пропасть утопии; сохранил человеческое достоинство истинно русского писателя до последних дней своей нелёгкой и многострадальной жизни, следуя лучшим традициям российской словесности.

Список литературы

1. Аверин Б.В. Из творческой истории романа И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" // Бунинский сборник: Материалы научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Бунина. - Орел: Изд-во Орловского гос. пед. ин-та, 1974. - С. 67.

2. Айхенвальд Ю. Иван Бунин. // Ю. Айхенвальд. Силуэты русских Писателей. Изд. 2-е. - М., 1993. - 658 с.

3. Архангельский А. Последний классик. - В кн. Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии: Иван Бунин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - С. 7-30.

4. Асаткин В.М. Последние дни России: "Окаянные дни" Ивана Бунина // Филол. зап. - 1993. - Вып. 1. - С. 69-70.

5. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. - М.: Знание, 1970. - 280 с.

6. Афанасьев В.А. И.А. Бунин. Очерк творчества. - М., 1966. - 384 с.

7. Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). Изд. 2-е. - М.: Художественная литература, 1983. - 351 с.

8. Бабореко А.К. Дороги и звоны: Воспоминания, письма. - М.: Скифы, 1993. - 348 с.

9. Бахрах Л. Бунин в халате. - М.: Согласие, 2000. - 244 с.

10. Богданова О.Ю. Роман И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" // Литература в школе, 2000. - №7. - С. 22-26.

11. Бунин И. Великий дурман / Сост., вступ.ст и примеч. О.Б. Василевской. - М.: Совершенно секретно, 1997. - 352 с.

12. Бунин И. Воспоминания. Предисловие В. Лаврова // М. Горький и другие / Отечеств. архив // Наш современник. - 1990. - №11. - С. 177-190.

13. Бунин И.А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи / Сост., подгот. текста, предисл. и коммент. А.К. Бабореко. - М.: Сов. писатель, 1990. - 416 с.

14. Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. Под общей редакцией Н. Михайлова. - М.: Наследие, 1998. - 640 с.

15. Бунин И. А. Собрание сочинений: В 9 т. / Вступ. ст. А.Т. Твардовского. - М.: Художественная литература, 1965-1968.

16. Василевский А. Разорение III. // Новый мир. - 1990. - № 2. - С. 264-267.

17. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М.: Московский рабочий, 1969. - 448 с.

18. Высочайшая правда творчества: (современники о И.А. Бунине) // Нева. - 1995. - №10. - С. 201-208.

19. Горелов А. Три судьбы (Ф. Тютчев, А. Сухово-Кобылин, И. Бунин). - Л.: Советский писатель, 1978. - 624 с.

20. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX - начала ХХ века. - Л., 1979. - С. 66-69.

21. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX - начала XX века. - Л.: Советский писатель, 1977. - 368 с.

22. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996. - С. 278-279.

23. Золотарев А.А. И.Бунин и М.Горький. Воспоминания / С пред. А.Астафьева // Наш современник. - 1965. - №7. - С. 101-105.

24. И.Бунин и русская культура: Межвузовский сборник научных трудов / Сост. Г.П. Климова. - Елец, 1995. - 186 с.

25. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. - М.: Скифы, 1991. - 216 с.

26. Ильин И. Творчество И.А. Бунина. // О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. - М., 1991. - С. 27.

27. История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под ред. Жоржа Нева, Виктории Страды и Ефима Эткинда. - М.: Изд. группа "Прогресс-Литера", 1995. - 704 с.

28. История советской литературы: Новый взгляд. По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции. 11-12 мая 1986 г. - М.: Наука, 1990. - 248 с.

29. Киреев Р. Бунин: "Мы в последний раз обнялись": [К биографии писателя] // Огонек. - 1994. - №6-7.

30. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения (Учебное пособие). - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1977. - С. 23.

31. Костелянец Б. Иван Бунин - поэт. / В кн.: Иван Бунин. Стихотворения. "Библиотека поэта". - М.-Л., 1961. - 322 с.

32. Костомарова И. Нравственно-общественная позиция И.А. Бунина в 1916-17 годах (по дневникам Н.А. Пушешникова) // Тезисы докладов на межвузовской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения И. Бунина (24-27 сентября) /ОГПИ. - Орел, 1991. - С. 7-10.

33. Кулебяко Е.С. И.А. Бунин и Академия Наук // Русская литература. - 1967. - №4. - С. 175-179.

34. Лавров В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции: 1920 -1953. Роман-хроника. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 384 с.

35. Ланин Б. Окаянная современность и горечь позднего прозрения: (Заметки о "Несвоевременных мыслях" А.М. Горького и "Окаянных днях" И.А. Бунина) // Нар. образование. - 1960. - №6. - С. 138-144.

36. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 172 с.

37. Литература (Еженедельное приложение к газете "Первое сентября"). - 1995. - №6. - С. 1-8.

38. Литературная энциклопедия русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.

39. Литературное наследство.Т.84. В 2-х кн. Книга 1. Иван Бунин / Ред. В.Г. Базанов и др. - М.: Наука, 1973. - 696 с.

40. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

41. Мальцев Ю. Иван Бунин 1870-1953. - М.: Посев, 1994. - 432 с.

42. "Минувшее меня объемлет живо…": Воспоминания русских писателей XVIII - начала XX в. и их современников: Рекомендательная библиографическая энциклопедия / Государственная библиотека им. В.И. Ленина: Авторы-составители: С.П. Бавин, Е.М. Сахарова, И.В. Семибратова, В.С. Смирнова. - М.: Издательство "Книжная палата", 1989. - С. 313 - 317.

43. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин // Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. - М., 1995. - 490 с.

44. Михайлов О. Н. Жизнь Бунина. Лишь слову жизнь дана... - М.: Центрполиграф, 2001. - 491 с.

45. Михайлов О.Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерк творчества. - М.: Наука, 1967. - 173 с.

46. Михайлов О. "Окаянные дни" Бунина: Литературная критика // Москва. - 1989. - №3. - С. 187-202.

47. Михайлов О. Строгий талант: Иван Бунин. Жизнь, судьба, творчество. - М.: Современник, 1976. - 279 с.

48. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М.: Советский писатель, 1989. - 512 с.

49. Никулин Л.В. Бунин // Чехов, Бунин, Куприн: Лит. портреты. - М., 1960. - С. 171-264.

50. Нинов А. М. Горький и И. Бунин. История отношений. Проблемы творчества: Монография. - Л.: Советский писатель, 1984. - 256 с.

51. Ошар К. "Окаянные дни" как начало нового периода в творчестве И. Бунина // Русская литература. - 1996. - №4. - С. 101-105.

52. Пискунов В. Тема о России. Россия и революция в литературе нач. ХХ в. - М.: Советский писатель, 1983. - 376 с.

53. Привалов К.П. Вызов Ивана Бунина // Журнал "Юность". - 1990. - №4. - С.28.

54. Романичева Е.С. "Талант красивый, как матовое серебро" // Литература в школе, 2000. - №7. - С. 26-31.

55. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - М., 2000. - 642 с.

56. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2-х частях / Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

57. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.

58. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX-начала ХХ в.: Учебник. - М.: Просвещение, 1993. - 384 с.

59. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX- начала XX века. - М., 1982. - 248 с.

60. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 180 с.

61. Струве В.П. Русская литература в изгнании. - Париж: УМСА-Press; М.: Русский путь, 1996. - 448 с.

62. Твардовский А. О Бунине. / И.А. Бунин. Собр. соч.: - Т.1. - М.: Художественная литература, 1965. - С. 7-49.

63. Телешов Н.Д. Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом. - М.: Моск. рабочий. 1966. - 180 с.

64. Трубина Л. А. Русская литература ХХ века. - М.: Изд-во "Флинта"; Наука. - 1998. - 564 с.

65. Федотов Г.П. Судьба и грехи русского народа. - Т.1. - СПб, 1991. - С. 179.

66. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. - М., 1997. - 584 с.

67. Шмелев И.С. Слово на чествовании И.А. Бунина // Уроки литературы, 2000. - №3. - С. 1-2.

68. Эберт К. Образ автора в художественном дневнике Бунина "Окаянные дни" / Русская литература. - 1996. - №4. - С. 106-110.

69. "Я пишу эти строки в дни величайших страданий…": Ст. И.А.Бунина 20-х годов / Вступ. ст., публ., подгот. текстов и примеч. О. Василевской // Дружба народов. - 1996. - №2. - С. 169-204.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
95
Размер файла
129.32 КБ
Просмотров
470
Покупок
0
Роль Бунина в отечественной литературе XIXXX вв
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram